Под физическим качеством «гибкость» понимается способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Отсутствие целенаправленной работы над гибкостью приводит прежде всего к ухудшению подвижности опорно-двигательного аппарата хоккеиста, что ограничивает амплитуду движений и отрицательно сказывается на совершенствовании технического мастерства. Особенно важна гибкость для хоккейных вратарей. Гибкость определяется морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата: -эластичностью мышц, сухожилий, связок, суставных сумок; силой мышц, участвующих в движении; - согласованностью рабочих мышц-синергистов и антагонистов; состоянием ЦНС и другими факторами. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения, определяемая в угловых (градусы) и линейных (сантиметры) мерах. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость-проявляется в максимальной амплитуде движений различных звеньев тела за счет собственных мышечных усилий. Она определяется состоянием ЦНС и зависит от волевых усилий. Существенное значение имеет возбудимость растягиваемых мышц, играющая охранительную роль. Пассивная гибкость-определяется величиной амплитуды, выявляемой путем приложения внешних сил: различных отягощений, усилий партнера. Пассивная гибкость всегда больше активной и зависит от формы суставных костей, эластичности мышц, сухожилий и связок. Гибкость не зависит от особенностей телосложения. На нее влияет температура внешней среды, причем при повышении температуры гибкость увеличивается. С развитием силы уровень гибкости понижается. Изменяется она и под влиянием утомления, причем показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной — увеличиваются. Методика воспитания гибкости Для воспитания гибкости выполняют упражнения на растягивание с увеличенной амплитудой движения. Упражнения подразделяются на две группы — активные и пассивные. В первую группу входят упражнения, включающие простые, пружинистые и маховые движения, во вторую — упражнения с оказанием внешней помощи. В настоящее время ведущие хоккейные клубы для воспитания гибкости хоккеистов успешно используют упражнения на растягивание, заимствованные из карате и стречинга. Их следует выполнять систематически (ежедневно) до появления легких болезненных ощущений. Эти упражнения, как правило, включают в разминку. Разминочный эффект держится 10 мин при комнатной температуре. Гибкость лучше всего поддается развитию в возрасте 11 — 14 лет. В тренировке хоккеиста гибкость совершенствуется в процессе всевозможных упражнений, комплексно воздействующих на все физические качества и технику движений. Однако для более эффективного воздействия на гибкость целесообразно использовать специальные упражнения и методические приемы. В качестве примера можно привести следующие методические приемы. 1. Активные свободные движения — руками, ногами, туловищем с постепенно увеличивающейся амплитудой. 2. Повторные пружинистые движения, повышающие интенсивность растягивания. 3. Использование инерции какой-либо части тела (махи ногой вперед). 4. Использование конкретных заданий-ориентиров, например наклоны туловища до касания пальцами рук пола. 5. Активная помощь партнера. 6. Использование дополнительной внешней опоры, например наклоны с захватом за рейки гимнастической стенки, притягивание руками туловища к ногам. 7. Использование дополнительных отягощений, например наклоны туловища с отягощением на плечах. В тренировочном занятии специальные упражнения на гибкость целесообразно давать в подготовительной части, а в тренировочном дне — в утреннем занятии. В микроцикле упражнения на гибкость в большом объеме целесообразно проводить в дни после больших тренировочных нагрузок. В годичном цикле гибкости уделяется больше внимания на этапах общей подготовки.
|