Главное предназначение тактической подготовки — научить хоккеистов эффективно реализовывать комплекс своих возможностей (физических, технических, психических) в соревновательной деятельности. Основные задачи тактической подготовки: 1) обучить занимающихся целесообразному выполнению технических приемов в соответствии с игровой ситуацией; 2) развить у игроков тактическое (оперативное) мышление, способность хорошо ориентироваться, сообразительность, творческую инициативу, способность предвидеть вероятное изменение игровых ситуаций; 3) научить взаимодействию с партнерами в рамках определенных тактических построений (систем) в обороне и атаке; 4) сформировать у игроков умение быстро и рационально переключаться с одних тактических построений на другие в зависимости от изменения игровой обстановки и игры противоборствующей команды. ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ ИГРЫ В НАПАДЕНИИ На начальном этапе обучения тактике нападения в игровых упражнениях, подвижных и спортивных играх вне льда и на льду хоккейного поля осваиваются индивидуальные тактические действия с одновременным развитием оперативного мышления, ориентировки, сообразительности, инициативы. С помощью различных игровых упражнений, подвижных и спортивных игр во внеледовых условиях занимающиеся осваивают выбор позиции, открывание, уход из-под опеки соперника, оказание помощи партнёру. Обучать этим действиям на льду можно в упражнениях на удерживание шайбы в одной зоне при равенстве и численном преимуществе игроков, владеющих шайбой (3 х 3; 4 х 3; 4 х 4; 5 х 4; 5 х 5). В ходе упражнения нужно указывать на то, чтобы при выборе позиции хоккеисты стремились обеспечить себе хорошую видимость окружающей обстановки и облегчить взаимодействие с партнером, владеющим шайбой. На льду хоккейного поля параллельно с освоением технических приемов занимающиеся должны научиться их целесообразному использованию в зависимости от игровой ситуации. Например, при обучении тактике маневрирования на коньках надо остановиться на выборе рационального способа передвижения в зависимости от игровой ситуации. При уходе из-под опеки игрока противника лучше использовать бег короткими шагами, при передвижении по «свободному пространству» — бег скользящими шагами, при движении на ограниченном пространстве, насыщенном игроками противника, — бег окрестными шагами, торможения, старты, повороты и т.д. Обучение индивидуальным тактическим действиям с шайбой начинают обычно с ведения. При этом сначала создается представление о том, в каких игровых ситуациях и соответственно какие способы ведения целесообразно использовать. Для этого помимо объяснений и показа важна методическая последовательность в проведении упражнений. Первыми выполняются упражнения в обводке стоек, расположенных по прямой и ломаной линиям, а затем и партнеров. После этого используют различные игровые упражнения в усложненных условиях и непосредственно в игре. Главное здесь — научить занимающихся своевременно и рационально переключаться на другие способы ведения в соответствии с игровой обстановкой. Сначала они делают это по сигналу тренера, затем самостоятельно. Такой же методический подход используется и при обучении другим индивидуальным тактическим действиям. При изучении обводки в первую очередь следует указать занимающимся на целесообразность ее использования. Применять обводку надо лишь при необходимости обострить игру, создать численное превосходство на каком-либо участке поля, а передачей это сделать невозможно. Игрок, владеющий шайбой, должен оценить игровую ситуацию, расположение соперника, затем уже использовать тот или иной способ обводки. В игре это делается быстро, и успешное выполнение обводки зависит от уровня развития восприятия, оперативного мышления и технической оснащенности хоккеиста. Изучение и совершенствование обводки с тактической направленностью осуществляются в игровых упражнениях, моделирующих различные игровые ситуации, и в условиях соревновательной деятельности. Обучение различным видам бросков в тактических целях начинают с упражнений в бросках в ворота с места, с передачи и после ведения. Выполнение этих несложных упражнений развивает способность быстро оценивать расположение и действия вратаря, оперативно принимать решения, направлять шайбу в наиболее уязвимые точки ворот, сообразуясь с обстановкой. С помощью более сложных игровых упражнений у хоккеистов развиваются умения рационально выбирать позиции перед воротами, мгновенно определять способ, силу и момент выполнения броска, в том числе в условиях активного противодействия соперника. По мере освоения индивидуальных тактических действий следует параллельно обучать действиям групповым. Начинают обычно с простых тактических взаимодействий — с передач шайбы партнеру с места, затем после ведения — вперед и в сторону (влево и вправо). Ориентиром здесь служит крюк клюшки партнера, расположение которого он постоянно меняет. Это развивает взаимодействие партнеров и дифференцирование передач в пространстве и во времени. Затем выполняются упражнения в передачах шайбы партнерам: друг другу в процессе ведения с продвижением вперед, сначала без смены, а затем со сменой мест. В этих упражнениях обращается внимание на своевременность и точность передач и их соизмерение со скоростью передвижения хоккеистов. Следующими в изучении групповых взаимодействий являются передачи в тройках на месте и в движении. Обучение взаимодействиям в упражнениях с сопротивлением 2x1; 3 х 1 и 3 х 2 начинают с теоретического занятия, в котором с помощью макета и просмотра видеозаписи разбирают различные варианты этих взаимодействий. После этого проводятся упражнения 2x1; 3x1 и 3x2 в упрощенных условиях, со стойками и малоактивным противником на небольшой скорости. Затем упражнения усложняются, увеличиваются сопротивление противника и скорость движения хоккеистов, ограничивается пространство, используются переключения с одного варианта взаимодействия на другой в соответствии с обстановкой и оборонительными действиями противника. В ходе .освоения указанных взаимодействий параллельно разучивают различные тактические комбинации («стенка», «скрещивание», «оставление шайбы», «пропуск шайбы», «заслон») в такой же методической последовательности. Сначала создается представление о сущности комбинации и месте ее применения путем объяснения и показа на макете и в натуре. После этого комбинация выполняется в упрощенных условиях, без сопротивления и с незначительным сопротивлением, затем в усложненных условиях, приближенных к игровым, и, наконец, в условиях соревновательной деятельности. При выполнении этих упражнений важно иметь в виду взаимопонимание партнеров, четкость, своевременность и синхронность их действий. Если упражнение не получается, надо выяснить причину, определить то звено, из-за которого происходит срыв. После этого, расчленив комбинацию на отдельные связки, выделить и подработать слабое звено и снова перейти к выполнению упражнения в целом. Параллельно с совершенствованием индивидуальных и групповых следует начинать изучение командных тактических действий. С этой целью сначала проводится теоретическое занятие, на котором наглядно демонстрируются (с помощью технических средств) расположение игроков на поле, основные функциональные обязанности, простейшие перемещения и действия по зонам в соответствии с занимаемым амплуа (центральный нападающий, крайний нападающий, защитник, вратарь) и правилами игры. После теоретической части занятия следует практическое выполнение расстановки и индивидуальных перемещений на открытой хоккейной площадке вне льда. Затем выполняют то же, но с передачами мяча руками. При освоении функциональных обязанностей в соответствии с амплуа начинают с обучения атакующим командным действиям в рамках определенной тактической системы. Сначала разучивается какой-либо простейший вариант начала атаки, например выход из зоны через центрального нападающего в такой последовательности : 1) объяснение, показ и постановка конкретного задания каждому игроку; 2) опробование упражнения в движении без шайбы (мяча); 3) выполнение упражнения с передачей мяча на месте; 4) выполнение упражнения с передачей шайбы (мяча) в движении без сопротивления и с незначительным сопротивлением соперника; 5) выполнение упражнения в сложных условиях игровой деятельности. Главное при выполнении этого варианта — четкость взаимодействий защитника 4 с нападающим 7 и их взаимодействие с центральным нападающим 9. При разучивании варианта целесообразно выделить эти взаимодействия и предварительно дать ряд подводящих упражнений на их освоение, затем перейти к выполнению варианта выхода из зоны в целом. В ходе выполнения варианта следует обращать особое внимание: - на правильное расположение защитника 4 при приеме передачи. Он должен располагаться лицом в поле и быть готовым начать атаку; - на синхронный, своевременный выход навстречу для получения передачи крайнего нападающего 7; - на своевременное открывание для получения передачи нападающих 9. и 8. После освоения этого варианта в упрощенных условиях (без сопротивления и с малым сопротивлением на невысокой скорости) надо переходить к выполнению упражнения в усложненных условиях, увеличивая противодействие до 3 — 4 игроков противника и их активность в отборе. Дальнейшему совершенствованию будет помогать выход из зоны в сложных условиях, адекватных соревновательной деятельности, против 5 игроков противника, использующего различные варианты оборонительных систем. Такого же подхода в последовательном использовании средств и методов целесообразно придерживаться и при разучивании других вариантов (начало атаки и выход из своей зоны, развитие и завершение атаки). При разучивании одного из вариантов развития атаки главным является быстрое прохождение средней зоны (скоротечность атаки) и обеспечение входа в зону соперника возможно большими силами. При этом полезно придерживаться принципа «игра на впереди катящегося» и начать с подводящего упражнения по отработке взаимодействия игроков 5, 7 и 4. Владеющий шайбой защитник 5, войдя в среднюю зону, делает длинную диагональную передачу движущемуся на фланге крайнему нападающему 7, а тот, выполняя маневр в центр, пропускает шайбу идущему на скорости по борту защитнику 4. При выполнении этого упражнения, сначала без противодей^ ствия соперника, следует акцентировать внимание на синхронности действий игроков 5, 7, 4, на своевременности и точности диагональной передачи, выполняемой защитником 5. Освоив упражнение в упрощенных условиях, можно подключать противодействие — одного игрока противника и увеличивать скорость движения хоккеистов. В дальнейшем подключаться могут и нападающие 8 и 9, а противодействие противника увеличивается до 3 игроков. В этом случае упражнение, естественно, усложняется — у защитника 5 появляются другие варианты передач. Если защитники противника надежно опекают игроков 7 и 4, защитник 5 может сделать передачу игрокам 8 или 9. В большинстве случаев наступательные действия завершаются атаками с ходу, предусматривающими взятие ворот противника кратчайшим путем. Обучение атакам с ходу целесообразно начинать с одного из вариантов с численным превосходством атакующих (рис. 8.3), базируясь на ранее освоенных групповых взаимодействиях: 2*1;3х1;3х2. В этих случаях игроки атакуют с ходу, двигаясь на высокой скорости по «своим местам». На начальной стадии обучения выполняют упражнения без сопротивления соперника, в движении на средней скорости. Затем начинается противодействие соперника и увеличивается скорость движения атакующих. После освоения вариантов с численным преимуществом атакующих переходят к более сложным,предусматривающим численное равенство или меньшинство атакующих. При обучении атаке с ходу в упражнениях с малым противодействием соперника отрабатывают взаимодействия атакующих со сменой местами и обводкой. Это необходимо для выхода из-под опеки и создания преимущества (2x1 или 3 х 2) на воротах соперника. Дальнейшее совершенствование проводится в сложных условиях соревновательной деятельности, в том числе в целостном выполнении атаки или контратаки, в органическом единстве всех ее фаз. Если при входе в зону нападения атака с ходу не получилась или у противника удачно отобрали шайбу в его зоне защиты, начинается позиционная атака. В связи с концентрацией всех игроков противоборствующих команд в одной зоне, ограниченной лицевым и боковыми бортами, позиционная атака становится довольно сложной в исполнении и требует высокого индивидуального мастерства и выучки атакующих. Обучение позиционной атаке начинают с выбора наиболее рационального варианта, исходя из возможностей исполнителей, с учетом амплуа ключевого игрока. Для создания четкого представления о варианте позиционной атаки проводят теоретическое занятие с объяснением и демонстрацией основных функциональных обязанностей каждого игрока и их возможных взаимодействий. Важно при этом практически опробовать расположение и взаимодействие всех игроков в рамках этого варианта атаки без игроков противника. По мере освоения общей структуры атаки, основных перемещений и взаимодействий игроков вводят противодействие противника с акцентом на ключевых позициях и главных моментах атаки. Рассмотрим, например, вариант, где ключевой момент атаки — индивидуальные действия крайнего нападающего 8. Обыграв в углу защитника, он выкатывается на ударную позицию, отвлекая на себя внимание других игроков противника и позволяя тем самым освободиться из-под опеки своим партнерам. В этом случае появляется несколько реальных вариантов завершения атаки. Нападающий Сможет сам атаковать или сделать передачу партнерам 9, 7 и 4. Добившись четкого выполнения позиционной атаки при значительном численном преимуществе (при соотношении игроков 5:2 и 5:3), следует увеличивать количество противоборствующих игроков до 5 и повышать их активность в отборе. В процессе совершенствования позиционной атаки следует развивать творческую инициативу, стимулировать удачные самостоятельные решения хоккеистов и выполнение ими «фамильных» технико-тактических действий. Рассмотренный в качестве примера методический подход к обучению тактике позиционного нападения можно успешно применять и при обучении другим вариантам, в том числе при игре в численном большинстве.
|