Тактическая подготовка занимает ведущее место в тренировке хоккеистов высокой квалификации. Ее объем в годичном цикле — 40 —50 % от общего объема тренировочной работы — обусловлен рядом факторов. Главный из них то, что сформировать тактические умения и навыки более сложно, чем технические, поскольку это зависит не только от самого хоккеиста, но также во многом от его партнеров. Тактическая подготовка проводится в виде теоретических и практических занятий, а также в учебных, товарищеских, контрольных и официальных играх. Теоретические занятия могут быть различными: лекции, семинары, беседы, установки на игру и разборы игр. В теоретических и практических занятиях используют различные технические средства с демонстрацией кинофотоматериалов и видеозаписи. В качестве основных методов тактической подготовки применяют словесные методы, демонстрации, стандартно-повторные и переменно-вариативные упражнения, игровой и соревновательный методы. Разучиванию новых тактических комбинаций или вариантов тактических систем помогает и аналитический подход, при котором сложное упражнение расчленяют на отдельные части — «связки», после освоения которых упражнение выполняется в целом слитно. В качестве основных средств тактической подготовки используется широкий круг многообразных игровых упражнений, которые по своей структуре, характеру и режиму выполнения адекватны соревновательным ситуациям. Чтобы эффективно решать задачи тактической подготовки, при проведении упражнений необходимо придерживаться следующих методических установок: 1) перед выполнением упражнения дается объяснение его идеи и содержания, ставятся конкретные задачи. Игроки должны понять упражнение и поверить в то, что оно принесет пользу; 2) упражнение даст определенный тренировочный эффект и будет иметь образовательное значение только при правильном и добросовестном выполнении; 3) при проведении упражнения надо предусматривать одновременное решение задач атаки и обороны, оптимальное совершенствование индивидуальных («фамильных») и коллективных взаимодействий; 4) следует поощрять проявление творческой инициативы, самостоятельность решений; 5) целесообразно постепенно повышать сложность упражнений, однако в пределах доступного; 6) для повышения эффективности выполнения упражнения нужно стремиться к созданию хорошего настроения у занимающихся, высокого интереса и эмоционального фона. Важное средство тактической подготовки — учебно-тренировочная игра. Она позволяет решать задачи тактической подготовки в условиях, адекватных соревновательным, и вместе с тем целенаправленно их варьировать, облегчая или усложняя в зависимости от конкретной задачи, решаемой на занятии. Наряду с учебно-тренировочными играми, управление которыми осуществляется тренером непосредственно, в ходе их проведения, практикуются также так называемые свободные игры. В этом случае тренер дает конкретные задания отдельным игрокам и звеньям и предоставляет им возможность самостоятельно (без его участия) решать поставленные задачи в процессе игры проявляя инициативу, творчество и находчивость. После игры проводится ее разбор, где определяется степень выполнения установочных заданий и дается объективная оценка каждому игроку, звену и команде. Такие учебно-тренировочные игры способствуют развитию творческих способностей хоккеистов, которые проявляются в решительности, инициативности, в умении быстро перестроиться в связи с внезапно меняющейся обстановкой и принять рациональное решение. Одной из важных задач тактической подготовки является развитие и совершенствование способности к быстрому и рациональному переключению с одних тактических построений на другие по ходу игры в зависимости от изменения игровой обстановки и действий противника. С этой целью в игровых упражнениях и учебных играх по заранее обусловленному сигналу тренера команда осуществляет быстрое переключение с одних взаимодействий на другие, например быстрый переход в зоне нападения от системы активного отбора 2—1 — 2 к малоактивной 0 — 5 или 1 — 4. Или в позиционной атаке по сигналу шайбу умышленно отдают противнику и осуществляют быстрый переход от позиционного нападения к активному отбору, к использованию принципа силового давления. Действенным методическим подходом к совершенствованию быстроты переключения является быстрое изменение тактических взаимодействий в связи с изменением игры противника. Для этого по сигналу тренера одна противоборствующая команда меняет тактику игры, соответственно ей оперативно изменяет свои построения и другая команда. Например, противник в зоне нападения перешел на активный отбор шайбы (прессинг), а другая команда, владеющая шайбой, должна быстро перестроиться и реализовать один из вариантов выхода из-под давления. При подготовке команды к предстоящей игре с конкретным соперником, использующим определенные тактические построения, в игровых упражнениях и учебной игре полезно моделировать игру предстоящего соперника. Построение тактической подготовки Тактическая подготовка хоккеистов высокой квалификации проводится круглогодично, однако ее объем, форма и содержание на отдельных этапах годичного цикла изменяются в зависимости от задач конкретного этапа, условий, контингента тренирующихся, календаря соревнований и др. На общеподготовительном этапе тактическая подготовка (15 — 20 % от общего объема тренировочной нагрузки) проводится в единстве с общефизической. В качестве основных форм и средств на практических занятиях используют модифицированные под хоккей игровые упражнения с мячом и преимущественно спортивные игры — гандбол и баскетбол. Игры и упражнения проходят на площадке, размеченной как хоккейное поле, по хоккейным правилам. С их помощью можно успешно осваивать различные тактические взаимодействия хоккеистов в рамках определенных тактических систем в атаке и обороне, развивать тактическое мышление, способность ориентироваться и творческую инициативу. Использование модифицированных игр с мячом на общеподготовительном этапе дает возможность в более короткий срок освоить различные тактические построения (особенно хоккеистам с небольшим игровым опытом и недостаточным уровнем технического мастерства) за счет контроля игровых ситуаций при приеме и передаче мяча руками. Освоенные таким образом различные тактические построения значительно быстрее и эффективнее выполняются на льду хоккейной площадки. На специально-подготовительном этапе тактическая подготовка проводится в большом объеме (до 40 — 50 % всей тренировочной нагрузки) в форме теоретических и практических занятий, учебно-тренировочных, товарищеских и контрольных игр. Основная задача сводится к совершенствованию индивидуальных тактических действий и различных групповых взаимодействий (тактических комбинаций) в рамках определенных тактических систем в процессе тематических (однонаправленных) и комплексных тренировочных занятий. Однонаправленное занятие по тактической подготовке характеризуется довольно большим объемом нагрузок и их невысокой интенсивностью. Его можно проводить днем или вечером. Если разучиваются какие-либо новые тактические варианты, занятие лучше проводить днем, пока хоккеисты еще не утомлены. В комплексном занятии одновременно с задачами тактической подготовки решаются задачи технической и специально-физической подготовки. Для такого занятия характерны небольшой объем и достаточно высокая интенсивность. При этом совершенствуются различные индивидуальные и коллективные тактические взаимодействия в органическом единстве с совершенствованием технического мастерства и развитием физических качеств. Например: совершенствование длинной и короткой (из зоны защиты и средней зоны) контратаки, а также атаки с хода хорошо связывать с развитием скоростных качеств. На этом этапе тематические и комплексные занятия тактической направленности в недельном микроцикле чередуются и могут проводиться в виде звеньевой и командной тренировки. Важное значение в тактической подготовке отводится подготовительным учебно-тренировочным, товарищеским и контрольным играм, в которых определяется и наигрывается состав команды. Проверяются различные тактические построения в атаке и обороне, моделируются и опробываются тактические варианты игры с противоборствующими командами, разными по силе и стилю игры. Объем и содержание тактической подготовки на соревновательном этапе во многом определяются официальными играми и зависят от плотности календаря и игровых возможностей команд-соперников. Основными формами тактической подготовки являются установки на игру, разборы игры и практические занятия. Тренировочные занятия направлены преимущественно на дальнейшее совершенствование игрового кредо команды, на устранение хронических недостатков, проявленных в последних играх, на подготовку тактических вариантов игры с предстоящим противником. При этом выбор тактики на конкретную игру будет зависеть от особенностей игры команды соперника, от его состояния в данный момент и возможностей своей команды. Большое значение в дальнейшем совершенствовании тактики игры команды, звена и отдельных игроков имеют сами официальные игры. Соблюдение игровой дисциплины, совершенствование различных тактических действий в экстремальных условиях реальной борьбы способствуют росту технико-тактического мастерства хоккеистов. На промежуточном этапе тактическая подготовка строится так же, как и на специально-подготовительном. Однако особое внимание обращается на устранение основных недостатков, обнаруженных в играх на первом соревновательном этапе, и совершенствование своих сильных сторон. Во второй половине промежуточного этапа наряду с повышением интенсивности тренировочных нагрузок целесообразно провести несколько контрольных игр для подготовки команды к играм второго соревновательного этапа, в том числе для оценки состояния и дальнейшего совершенствования тактической подготовленности. В переходный период занятия по тактической подготовке направлены на поддержание технико-тактических умений и навыков в групповых и командных взаимодействиях. Возможно опробование каких-либо новых вариантов тактических построений. Сделано в ArtLine, 2008 год
|